Технический прогресс, затрагивая любые сферы жизнедеятельности человека, продолжает глубоко проникать в любую из них. Не исключением является строительство, где технологии совершенствуются теми же примерно теми же темпами, что и в других областях и отраслях. В этом виде индустрии наблюдается настоящая революционная замена традиционных строительных и отделочных материалов совершенно другими, имеющими несравненно лучшие эксплуатационные характеристики.
Основой для композитной арматуры могут служить самые разнообразные материалы. Однако основными были, есть и, пожалуй, останутся в обозримом будущем стекло, базальт и в несколько меньшей мере углепластик.
Чтобы нашим клиентам было легче ориентироваться в этих вопросах к моменту приобретения и дальнейшей эксплуатации композитной арматуры, постараемся познакомить их с отличиями, преимуществами и недостатками, основными особенностями тех или иных изделий.
Для начала заметим, что любая композитная арматура создаётся с помощью определённых волокон в соединении с термореактивными смолами, превращаемыми в твёрдое состояние из жидкого посредством определённого набора химических реакций при определённой температуре, в результате чего изделие становится практически готовым. Добавленные в процессе производства в роли армирующих элементов волокна стеклопластика, базальтопластика, углепластика, карбона или полиамида, а также комбинации этих материалов позволяют окончательному варианту продукта приобрести нужную прочность и другие параметры, необходимые для достижения нужного результата и качества.
С целью повышения сцепления поверхности (адгезии) с бетонным массивом наружный слой композитных стержней посыпается гранитной или мраморной крошкой, а также песком. Армопояс как гарант улучшенного сцепления формируется благодаря особым спиральным или выполненным перпендикулярно оси прутка рифлениям.
Нужный коэффициент сцепления с бетоном достигается с помощью создания профилей арматуры разных диаметров, который закреплён ГОСТом, начиная от 4 мм и далее по нарастающей с разницей последующего показателя от предыдущего в 2 – 3 мм до до 32 мм.
Для потребителей все необходимые данные о параметрах и свойствах изделий имеются в паспортных данных, приводимых заводом-изготовителем. Исходя именно из этих показателей, становится ясно, почему композитная арматура предпочтительнее аналогичных изделий из стали:
- она значительно дешевле стальной по себестоимости изготовления, причём с увеличением диаметра композитной арматуры эта разница в сравнении со стальной всё более наглядна в пользу первой;
- она легче стальной в пределах до 9 раз, следовательно, менее проблематична и меньше затрат на транспортировку;
- она легко сматывается в бухты, а при разматывании мгновенно приходит в исходное состояние (напоминаем, в свою очередь, что стальная арматура не имеет качества сматывания в бухты, будучи выпускаемой прутками длиной без малого 12 м);
- её полимерный материал имеет показатель прочности 1100 МПа, превосходя в этом стальной (400 МПа) почти в 3 раза и выдерживает высокие динамические нагрузки;
- она не препятствуют распространению радиоволн и являются полными диэлектриками;
- она отличается высокой удельной прочностью, низкой теплопроводностью и естественной гибкостью;
- её использование при возведении арматурных каркасов значительно облегчает процесс фиксации стержней, не требуя сварочных работ;
- будучи отнесена согласно ГОСТу к первой группе химической устойчивости, она не подвержена коррозии и спокойно практически вечно способна противостоять воздействию кислот, щелочей, солей, минерализованных жидкостей, антигололёдных реагентов (результаты исследования и испытания её физико-механических свойств подтверждают, что в процессе эксплуатации неметаллическая арматура может служить на протяжении века);
- армированный ею бетон не подвержен растрескиванию благодаря совпадению почти полному показателя коэффициента теплового расширения самого бетона и композитных материалов
- композитная арматура экологически совершенно чиста и безопасна согласно требованиям ГОСТа и при их соблюдении.
Два наиболее ярких примера из области технических параметров:
1) композитная арматура диаметром сечения 8 мм качественно вполне сопоставима со стальным аналогом диаметром 10 мм и даже превосходит его при замещении;
2) вес 1 км такой арматуры составляет 65 кг, а стальной – 400кг.
Нужны ли ещё сравнения и дополнительные аргументы?
Утвердившаяся общепринятая маркировка композитной арматуры, имеющая отношение к способу её производства из определённого сырья выглядит так:
АУП (углепластиковая) или АУК (углекомпозитная) из углеводородного волокна (дороже других композитных аналогов; пользуется наименьшими спросом и популярностью);
АСП (стеклопластиковая) или АСК (стеклокомпозитная) из смеси смол и стекловолокна со спиралевидным поперечным рифлением;
АБП (базальтопластиковая) или АБК (базальтокомпозитная) из смеси смол и базальтовых волокон с продольным рифлением;
АКК (комбинированная композитная) — стержни из стекловолокна, с внешней намоткой из базальтопластика.
АСПЭТ – стеклоармированная полиэтиленрефталатовая из термопластичного полимера и стекловолокон с поперечным рифлением.
Плюсы и минусы каждого вида композитного материала и арматуры из него отличаются друг от друга весьма незначительно.